Общая характеристика и классификация крепежных изделий
В нашем современном производстве резьбовые и клепанные соединения нашли широкое распостранение в машиностроительной отрасли. По статистике на эти крепежные соединения приходится до 36% трудоемкости работ по сборке. Изделия из крепежа позволяют получать надежные высокоэффективные соединения. В некоторых случаях это единственно возможный способ для соединения. В машиностроительной отрасли крепежные соединения делятся на два вида:
- Разъемные соединения- в них применяется резьбовой крепеж (болт, винт, гайка и шпилька)
- Неразъемные соединения – выполняются пайкой, сваркой, клепанием.
Продолжается усовершенствование новых крепежных изделий для снижения трудоемкости монтажно-сборочных работ. А так же для повышения эксплуатационной износостойкости соединений.
Создание различных видов винтов (самосверлящих, самонакатывающих) гаек с плавающими подкладными шайбами упрощает автоматизацию сборки соединений. Новые конструкции болтов делают надежным стопорения резьбовых соединений, а также самоконтрящих гаек и стопорных шайб. для производства используется калиброванная сталь и другие металлы.
Широкое использование высокопрочного крепежа, дает уменьшение металлоемкости изделий, энергозатрат производства, а также понижает себестоимость. Особенно это высокоэффективно для резьбовых соединений. А резьбовые соединения составляют примерно 70% механических соединений в таких отраслях нашей промышленности, как машины для сельского хозяйства, автомобилестроение, авиастроение, и многие др. Использование высокопрочного крепежа класса прочности 8.8 и больше в промышленности непрерывно увеличивается не только в России. Но и в автомобилестроении таких развитых стран, как Япония, Германия и США.
В связи с усовершенствованием конечного изделия появляется много труднодоступных мест. В таких узлах используют оригинальные крепежные соединения с односторонней постановкой и безударной клепки. Так же стали создавать малогабаритные конструкции, которые отличаются своей прочностью. Это так же повышает производительность труда, облегчает процесс клепки .
Мелкие крепежные изделия намного сложнее стандартных. Как правило они состоят из взаимосвязанных деталей. Каждая из двух или трех требует большой точности и стабильности размеров. Некоторые технологические процессы при изготовлении деталей необходимы для крепежного соединения. Процесс клепки совершается специальным инструментом, обеспечивающим хорошее и стабильное качество соединения.
Болты, держащие нагрузку на срез в условиях упругопластического натяга 0,7-1,2%, повышают надежность в 2—4 раза и создать герметичность соединений. Этому сопутствовало много факторов: применение нового оборудования и инструмента, усовершенствование конструктивно-технологических данных крепежных изделий; очень важно правильно выбрать покрытие. Разработали и обкатали технологические процессы создания болтовых креплений с упругопластическим натягом.
Применение высокопрочных полимерных композиционных материалов (ПКМ) в качестве конструкционного материала создали новое идеи в разработке крепежных соединений. Привело к необходимости создания усовершенствованных крепежных изделий и технологических процессов сборки соединений.
Крепежные для ПКМ — усовершенствованные болты, заклепки, изделия для постановки и безударной клепки. Этот крепеж, как правило, имеет увеличенные по диаметру плосковыпуклые и потайные головки. При сборке конструкций применяют шайбы, втулки и кольца. Это необходимо для сохранения и защиты от разрушений соединяемый пакет из ПКМ, так как ПКМ имеет ограниченную прочность на смятие. Сейчас ведутся большие исследования в области создания крепежа непосредственно из полимерных материалов, а пока применяют сплавы из титана и нержавеющие стали.
Перечень используемых крепежных изделий огромен и постоянно растет. При использовании прогрессивных изделий не обходится без использования традиционного крепежа (гаек, болтов, гроверов, заклепок, шпилек и шайб). Все это гарантирует только повышение качества машин.
Сейчас много видов прогрессивного крепежа разработано и используются в разных сферах машиностроительного комплекса. Но почти все они отсутствуют в Классификаторе государственных стандартов. Большое разнообразие изделий для крепежа по функциональным, конструктивным и технологическим признакам мешает выдавать исчерпывающую классификацию и описание их.
Основой параметр для класификации это наиболее характерный признак, давший определение каждой группы:
- крепежные изделия массового применения;
- высокопрочные резьбовые крепежные изделия;
- крепежные изделия для односторонней постановки и безударной клепки;
- крепежные изделия для высокоресурсных и герметичных соединений;
- крепежные изделия для соединения полимерных композиционных материалов.
Неточность классификации состоит в том, что в каждом разделе есть специальная номенклатура крепежных изделий, которые можно так же перенести к другому разделу. В то же время каждая из групп включает крепежные изделия нескольких классов по Классификатору государственных стандартов. Например, в группу высокопрочных крепежных изделий входят классы болтов, винтов, гаек, в группу высоко ресурсных - классы болтов, заклепок и т. д.
Несмотря на все недоработки, имеющаяся классификация помогает конструкторам и технологам достаточно легко и быстро ориентироваться в огромном перечне крепежных изделий и заметить специфические особенности этих изделий при создании и усовершенствовании техпроцессов сборки разъемных и неразъемных узлов. Также стандартами пользуются специалисты, которые разрабатывают и создают производство крепежных изделий.